слушаем Городницкого. Уже какое-то время. Диск с песнями - 33 замечательных песни, которые дети отлично слушают в машине. И вообще очень комфортно под него ехать. Матвей любит Атланты, и раньше еще любил в исполнении Песен Нашего Века и любом другом, а Миша увлекся "Подводной лодкой". Куплеты, конечно, пропускает, а припев запомнил сразу и усиленно стал петь. Ходит и поет одно и то же: "подводная лодка уходит в воду ищи ее неизвестно где, подводная лодка уходит в воду ищи ее известно где, подводная лодка уходит в воду ищи ее ... в море") Очень быстро к мишиной увлеченности примкнули и остальные. Матвей любит делиться своими радостями с теми, кто ему нравится, поэтому по дороге со спортивного туризма, когда мы подвозили Германа (который занимается с ними) и его маму, Матвей стал меня уговаривать поставить "Подводную лодку". Я отказалась. наотрез. Почему? Потому что там матерное слово. Дети примолкли. Когда Герман с мамой вышли, я спросила Илью с Матвеем, в курсе ли они вообще, что в этой песне есть мат? "Да, да" - уверенно ответил Илюша. Матвей замялся, но вроде тоже был за. Ну тогда ясно же, что не стоит эту песню ставить в присутствии других детей? НУ да, конечно, очевидно так. И все же в Матвее чувствовалась неуверенность.Тогда я решила уточнить, а какое это слово? Оба задумались и стали жадно вслушиваться в слова. " ИщиЕЁ?" -нет- "где? неизвестногде?" - нет- "А, канет, канет!" - нет (хахаха!) Дети стали упрашивать сказать, что за слово. Я отказалась. Успеют еще и без моей помощи просветиться. Дома выяснилось, что Никита тоже не в курсе (хотя в школе есть ребята и у Ильи в классе, владеющие великим и могучим, и у Никиты, конечно). С тех пор тема немного улеглась.
А загвоздка основная в том, что матерное слово, произносимое хоть и очень четко и веско, но всего одно и в середине третьего куплета, внимание детей до этого момента не доживает. Но это когда их много. А вчера я ехала с Матвеем и Мишей, Миша молчал, а Матвей слушал - он вообще склонен в одиночестве очень внимательно и вдумчиво слушать музыку. А кроме того он в последнее время читает книжку Мифы древней Греции - там много непонятных слов и он привык спрашивать все непонятные слова. Вот и в машине он слушал-слушал и дослушал. А что, говорит, значит бл**и? Пришлось расколоться, что это и есть то самое матерное слово, которое означает женщин легкого поведения, которые...(до этого момента объяснения Матвей не дослушал, так что мне хотя бы не пришлось объяснять, что бы это все значило) "Ура!!! Я нашел его!!!" - радости его не было передела, он чуть не до потолка подпрыгнул. Говорить Илье (мы как раз из школы ехали его забирать) это слово я запретила. Матвей обещал, конечно-конечно. И как только пришел Илья в машину, Матвей тут же выпендрился: "А я знаю, какое слово в подводной лодке - мат". "Какое, какое, скажи!" - запросил Илюша. "Не скажу, ни за что!" - твердо ответил Матвей. Теперь, когда Матвей слышит ЭТО слово в песне, он прям весь светится от счастья, что он о нем знает.
А Миша пока не понимает, что такое мат - в принципе, поэтому такие разговоры вообще не слышит. зато он тоже улавливает кое-что из песен и начинает ко мне приставать.
"Мама, а кто спит сегодня на земле? Ну кто спит на земле?" Я сначала вообще не въехала, о чем он - из машины мы уже вышли, песня и в голову не пришла. ("Мы будем пить за тех, кто спит сегодня на земле") А Мишка как заведет пластинку и ноет, и ноет. (Думаю, слова "будем пить за тех, кто..." воспринимается в ракурсе - "ложку за маму, ложку за папу, ложку за тетю Юлю, ложку за тех, кто спит сегодня на земле...") Объяснила фишку с землей, пластинка изменилась: "А на земле нельзя спать? А кто спит? (я уже зеленеть начинаю от этих бесконечных вопросов. Мишка, похоже улавливает мое настроение и тут же переключается и отвечает сам себе, да еще с юмором. В нем явно актерский талант сидит) А это наверно человек такой спит. А он плохой? Нет! А! Это же я сплю сегодня на земле!"
Едем в машине. Вдруг: "А почему капитан плохой?" Срочно отключаюсь от дороги и своих мыслей, включаюсь в то, что поет Городницкий: "Вода и ветер сегодня злы и зол, как черт, капитан" - угу, хороший капитан, погода плохая просто... " А когда они придут домой?.. А когда придут домой, то что будет?" ("Пусть волны вслед разевают рты, пусть стонет парус тугой, о них навек позабудешь ты, когда придем мы домой.") ну, по крайней мере, на такие вопросы отвечать проще, чем объяснять значения матерных слов шестилетнему ребенку.