В июне ходили на Седове - четырехмачтовом барке - УПС (учебное парусное судно) с Никитой. Шли из Стамбула в Котор (Черногория) 10 дней.
Понравилось так, что только и мыслей теперь - когда же еще на Седов.
начну потихоньку выкладывать дневник. Фотографии в Вконтакте, сюда почему-то не выкладывается ничего.
1 день. 10 июня
До корабля добрались легко. Все шло, как по маслу.
С утра Саша проводил нас до аэроэкспресса. Доехали с комфортом до Шереметьево, там Никита сразу раздобыл тележку и гонял на ней с багажом по залам и переходам.
На рейс зарегистрировались самостоятельно. Нам достались два последних места у окошка. Ряд правда оказался с подвохом - позади были аварийные выходы, поэтому кресла не откидывались. Очередей на регистрацию не было нигде, кроме рейсов Аэрофлота - такие очереди, что невольно гордость взяла за нашу родную авиакомпанию. Для зарегистрировавшихся самостоятельно была отдельная очередь на сдачу багажа - поменьше, но тоже вполне достойная.
В самолет у нас остался один рюкзак на двоих - в кои-то веки свободные руки и никаких гор курток, кофт и комбинезонов. В самолете было холодно, на каждом кресле - плед, под которым было очень уютно лететь.
В Стамбуле с третьего захода отыскали заказанный из Москвы трансфер, он довез нас до порта, Никита по дороге поспал, а мне водитель рассказал немного об окружающих-проезжаемых достопримечательностях и про то, что с этой стороны моста - Европа, а с той - Азия.
В порт проникнуть оказалось сложнее, чем на самолет - проверки по спискам пассажиров, паспортный контроль на входе и выходе, досмотр багажа посередине, еще какие-то выяснения, связанные именно с пассажирами Седова (члены экипажа тоже имели проблемы с проникновением на территорию порта))).
На Седове нас тоже зарегистрировали, помогли донести багаж до кубрика, поселили в кубрике №3 6-местном.
Никите досталась супер-койка - с окошком, а их на весь борт этой палубы - 3 штуки. Койки двухъярусные, Никита наверху, я внизу. Верх, конечно, такой, что там даже ребенку не развернуться. До потолка - 50 см. Забираться ползком и лежать по стойке смирно.
Надо заметить, запах в кубриках паршивый - крысятник помойный. Правда, есть Кондиционеры весьма брутально оформленные, но они от запаха пока не очень помогают. Хотя к запаху быстро привыкаешь. Первый помошник капитана Григорий, с серьгой в ухе, оформлявший нас, сказал, что кондиционер сломался, а починить его можно только в море.
Погода хорошая, море спокойное. Корабль покачивает иногда - замечательно усыпляет. К этому укачиванию прибавить недосып с Москвы и еще сдвиг на час времени, и в 8-30 по корабельному времени я пошла спать.
2 день. 12 июня
Будильник разбудил в беспросветную (Никита накануне вечером завесил иллюминатор двумя полотенцами, чтобы было темно, когда снаружи еще почти белый день) рань - 6-30 по Москве! Ужасно не хотелось вставать (а корабль по-прежнему так убаюкивающе покачивает и в голове все так приятно кружится, как после наркоза - спать бы еще и спать), но пришлось через 15 минут вставать, ибо! Завтрак по расписанию в 7-00.
Встала сама, разбудила Никиту. Он был сильно против. Ха, и не таких поднимали. Впрочем, Никита решил не испытывать судьбу, а изобразить бодрый подъем, не просыпаясь. Еще раз Ха! С закрытыми глазами Никита резко сел (как обычно он делает, когда его будят в школу - сделал вид, что встал, а как только все ушли - упал обратно и дальше спит). Дома у Никиты тоже второй этаж, но там сесть можно не просыпаясь. А тут потолок моментально возвращает симулянтов назад с бодрым стуком. Никита сразу проснулся - наверно, больше от хохота, чем от удара о потолок.
Пошли умываться и в туалет. Вернулись - а у нас появились соседи. 3 словенца лет 50-ти плюс-минус Миран, Алеш и Рената. Рената не захотела селиться на верхнюю полку и ушла в другой кубрик - мест пока полно свободных. Миран говорит немного по-английски, Алеш - немного по-русски.
На завтрак дали по йогурту, 2 куска колбасы, хлеб, масло, варенье, чай. После завтрака - построение на подъем флага. Курсанты подтягиваются еле-еле, зевают. Их отчитали, вынесли последнее предупреждение, пригрозили лишить увольнительных, если будут опаздывать на зарядку в 7-00.
Сегодня у нас свободное время. До 3 часов дня можно гулять, но Никита никуда не хочет идти, лежит в кубрике с книжкой. Мне тоже неохота. Старый город довольно далеко от порта, а с Никитой далеко не уйдешь. Карт у нас нет, провожатых или компании - тоже. На палубе пока свежо, но солнце уже начинает припекать, днем в городе будет совсем пекло.
Отход корабля назначен на 17-00.
Вышли ближе к семи... с лишком. В полпятого все были на палубе с фотоаппаратами - ждали, когда же. В пять все всё так же ждали. В полшестого объявили, что корабль переходит на морское расписание и ужин будет в 19-30 (в порту ужин в шесть, а полдника нет совсем). Никита слонялся туда сюда от борта к борту, я старалась держаться поближе к фотографу Саше - он сам подошел, представился и подробно отвечал на любые вопросы. В частности, сказал, что на борту сейчас турки-пограничники, проводят выборочную проверку паспортов. Видно, сильно злобствуют, уж очень долго - Украина, однако, санкции.
Около 6-ти на борт поднялся лоцман. Саша просветил, что главным признаком близкого отхода является появление буксиров, которых должно быть два, красненьких таких. Мы все стоим и ждем буксиров. Они должны зацепить нас за нос и хвост и оттащить от причала.
Вместо двух буксиров к нам пришел один катер береговой охраны. Один, но большой. Капитан с лоцманом по этому поводу спорят на мостике. Договорились. Зацепили Седов толстенными канатами за нос и корму, закрепили оба конца на катере, и он потащил нас от берега, пятясь задом.
Всех зевак отогнали от левого борта. "Освободить левый борт - работает буксир!" - сурово гаркнули на нас сверху. Мы отошли на пару метров, продолжая глазеть на катер, ожидая, когда же мы уже начнем двигаться. С левого борта ничего не менялось, буксир бухтел и бухтел на месте прямо перед нами. Когда по носу стало заметно небольшое движение и мы перешли на правый борт, оказалось, что до берега уже метров 20. На левом борту движение стало заметно только на развороте.
С мостика рулевым постоянно отдавали команды. На руле стоят курсанты, проходящие морскую практику на Седове. Они пришли на Седов на 5 дней раньше нас - в Сочи. Знают не многим больше нас. Разок они перепутали, куда крутить руль.
Наконец, буксир отпустил нас и ушел, седовцы сообщили, что мы и сами можем выйти из пролива. Лоцман нужен, чтобы было за что взять деньги. Проход Босфора стоит 68 тысяч. Рядышком бежит маленький красный катерок с надписью Pilot - лоцманский. Наконец, приготовили трап, лоцман спустился по нему на свой катер, сфоткал нас, а мы пошли сами.
После ужина к нам на верхние полки подселились два русских Антон и Сергей. Они сходят, как и мы, в Которе и улетают на нашем рейсе в субботу вечером в Москву. Я сразу ухватилась за возможность сесть на хвост осведомленным людям - у них и интернет и планы есть, и с компанией проще освоиться в новом месте.
3 день. 13 июня.
Сегодня на завтрак была отличная манная каша. Хотя Никите не понравилось. Но он все съел. В 9-30 у нас сбор в Ленинской комнате.
Трейнизами на корабле занимаются двое - Марина, помощник капитана по связям с общественностью (она в основном прячется где-нибудь с компьютером или на тренажерах), и Герд - большой седой пузатый немец. Он как раз наиболее плотно контактирует с туристами и занимается организаторской работой.
После завтрака он нас собрал в Ленинской комнате, рассказал про порядок дальнейших действий и про корабль, в основном то, что все уже и так знают. Никита чуть не умер со скуки, потому что весь разговор шел на английском с примесью немецкого. А я чуть не убила Никиту, потому что он достал меня своим "скучно, когда мы уже пойдем отсюда".
Зато нам, русскоговорящим, выделили знающего человека из трейнизов - Лену, чтобы она выгуляла нас по кораблю, провела экскурсию (она сама частый гость на Седове, все и всех знает).
Экскурсии не было. Туры-туру-туристы решили, что уже и сами все обошли и познакомились со схемами корабля, а вот как бы нам бы попасть в команду, чтобы с курсантами принимать участие в жизни корабля. Лена нас разделила на три группы, и мы прикрепились к мачтам: фок, 1-ый грот и 2-ой грот. Нам достался 1-ый грот. С нами Антон и Сергей и еще пара Маша и Андрей.
Лена представила нас нашим боцманам (нашего зовут Евгений, еще у нас есть матрос, Александр, можно просто Саша, наверно, еще есть матросы на нашей мачте). А еще есть старший боцман Николай Михалыч, и если мы хотим работы - у него ее выше крыши, подходи-бери, не стесняйся, еще добавки дадут, и потом еще догонят и добавят.
После обеда мы приняли посильное участие в парусном аврале на своих мачтах. Без прохождения инструктажа по технике безопасности наверх никому лазить не разрешается, но нам и на палубе нашлось, что делать. Мы помогали тянуть чего-то, еще не запомнила чего. Самое тяжелое - подъем реи верхнего марселя: человек 30, или столько, сколько есть, тянут бегом и с огромным трудом. Хотя поворот парусов - то ли обрамсивание, то ли как-то еще - не многим легче. Это были следующие две протяжки. Пару часов после этого я приходила в себя: уже и отдышалась давно, а сердце бухает, сил нет и одна мысль: где бы упасть и полежать. Полежать, правда, хватило 15 минут. (Я бы и больше полежала, но Никита потащил меня куда-то. Ему все не терпится наверх лезть. А меня как-то не особо тянет. Успеется.)
На полдник была картошка (нечищенная, 2 штуки на нос), селедка (нечищенная, 2 куска на нос), груша (тоже нечищенная, для тренировки сильных молодых челюстей) и хлеб с маслом и яблочным повидлом, таким вкусным, что я съела куска два или три. Селедку я осилила только одну. За 15 минут приема пищи, в которые надо уложиться, успеть почистить от шкуры и костей и съесть 2 куска мне не удалось (надо ведь еще и картошки почистить и тоже съесть.)
После полдника мы пошли на нашу мачту на малую приборку. Натирали медь на капитанском мостике вместе с курсантами.
Ах, да. Еще нам провел инструктаж Григорий - первый помощник капитана. Инструктаж был на капитанском мостике, так как у Григория было в это время дежурство, и он одновременно инструктировал и управлял кораблем. Мы потренировались одевать ГТК (гидротермокостюм), узнали, что в нем мы точно не утонем и скорее умрем от жажды, чем от переохлаждения, но еще раньше чайки выклюют нам глаза, потому что они любят блестящее. "Лежите вы, наслаждаетесь пейзажем, а чайки хитрые, они сзади подлетают: пум! - минус один." Еще мы узнали, что при подъеме на мачту нельзя хвататься за балясины, нужно держаться за ванты (вертикальные части), потому что на горизонтальных вышестоящий может наступить на руку, рука при этом инстинктивно отдергивается от вант, а следом за рукой отрывается и хозяин, а палуба твердая, и море мокрое, и корабль идет быстро, если что вплавь не догонишь.
На завтра Григорий обещал проведение учебной тревоги (по правилам, если на борту больше 12 пассажиров, обязательно проведение учебной тревоги.)
Самое главное и печальное сегодняшнее событие: Никите не разрешили подняться на мачту. Сказали, еще мал, а там все: и толщина вантов, и расстояние между балясинами рассчитаны на взрослого сильного человека. Никита ужасно расстроился, весь вечер ходил с глазами на мокром месте, от слез сдерживался с большим трудом. Мачта - единственное, что его действительно интересовало, чего он желал и так ждал. Все уши мне прожужжал и достал по самое немогу, я уже звереть начала. Ушел в кубрик на свою полку переживать и читать.
Пройдя инструктаж, народ, естественно, полез наверх. Курсанты нашей мачты тренировались укатывать парус, мы спросили Сашу разрешения, надели страховочные пояса и полезли тоже на укатку паруса. Без Никиты (он великодушно согласился фотографировать и снимать), но зато с Машей - мы с ней оказались два сапога пара - нам обоим было страшно, но вместе - весело, лезли мы медленно и печально, когда все курсанты и трейнизы уже торчали на рее. Добрались до того места, где надо с вантов перебираться на рею. По пертам - специальным веревкам для перебирания куда надо там наверху. Вот только эта веревка была одна - нижняя, верхней же, к которой можно было бы прицепить страховку - нет. А до реи от вантов рукой не дотянешься. Идти пешком по висящей веревке в не знаю скольки метрах над палубой... Пока мы торчали у этого несчастного перта, цепляясь за ванты и обсуждая, как же все остальные-то на рею забрались (а они просто шли по левым вантам, там рея, повернутая влево, как раз проходила вплотную к вантам), к нам пришел Евгений. Спросил, чего мы там висим. Мы ему пожаловались, что по веревочке страшно туда пешком лезть. Евгений удивился, куда делся верхний перт, предложил хвататься за железные тросы (те, которые веревочные - это горденя, за них ухватишься и вместе с ними до палубы как раз и долетишь) обошел нас и прошел по этой самой веревочке на рею, как по шоссе. Посмотрели мы, посмотрели с Машей, решили, что ну их нафиг эти горденя и перты, и пошли наверх на марсовую площадку - передохнуть, отдышаться и обсудить события)). На марсовой после вантов было прям как (рай) на земле - кинул страховку на страховочный перт, вокруг сетка, ноги на ровном - загораем, дышим свежим воздухом. Посматриваем сверху на пыхтящих на рее курсантов. Глядь, а там у мачты - дырка, народу никого, все на концы реи стянулись - там самая тяжелая работа, а у мачты легче, но надо все-таки там кому-то быть. Вот мы радостно с Машей и полезли эту брешь закрывать (по левым вантам!). Залезли, поучаствовали в укатке паруса и завязали пару сезневок - веревок, которыми парус к рее привязывают. Вылезли оттуда страшно довольные собой и жизнью!
А еще мы прошли Дарданеллы. Гуськом. Вообще, они пользуется популярностью. Мы шли в три ряда - слева друг за другом шли 3 корабля, справа корабли, и впереди нас тоже шел корабль. Вышли в греческие воды: вдалеке виден берег, сотовая сеть говорит "Добро пожаловать в Грецию".
Завтра в семь утра пойду на зарядку. И Никиту попытаюсь вытащить.
Понравилось так, что только и мыслей теперь - когда же еще на Седов.
начну потихоньку выкладывать дневник. Фотографии в Вконтакте, сюда почему-то не выкладывается ничего.
1 день. 10 июня
До корабля добрались легко. Все шло, как по маслу.
С утра Саша проводил нас до аэроэкспресса. Доехали с комфортом до Шереметьево, там Никита сразу раздобыл тележку и гонял на ней с багажом по залам и переходам.
На рейс зарегистрировались самостоятельно. Нам достались два последних места у окошка. Ряд правда оказался с подвохом - позади были аварийные выходы, поэтому кресла не откидывались. Очередей на регистрацию не было нигде, кроме рейсов Аэрофлота - такие очереди, что невольно гордость взяла за нашу родную авиакомпанию. Для зарегистрировавшихся самостоятельно была отдельная очередь на сдачу багажа - поменьше, но тоже вполне достойная.
В самолет у нас остался один рюкзак на двоих - в кои-то веки свободные руки и никаких гор курток, кофт и комбинезонов. В самолете было холодно, на каждом кресле - плед, под которым было очень уютно лететь.
В Стамбуле с третьего захода отыскали заказанный из Москвы трансфер, он довез нас до порта, Никита по дороге поспал, а мне водитель рассказал немного об окружающих-проезжаемых достопримечательностях и про то, что с этой стороны моста - Европа, а с той - Азия.
В порт проникнуть оказалось сложнее, чем на самолет - проверки по спискам пассажиров, паспортный контроль на входе и выходе, досмотр багажа посередине, еще какие-то выяснения, связанные именно с пассажирами Седова (члены экипажа тоже имели проблемы с проникновением на территорию порта))).
На Седове нас тоже зарегистрировали, помогли донести багаж до кубрика, поселили в кубрике №3 6-местном.
Никите досталась супер-койка - с окошком, а их на весь борт этой палубы - 3 штуки. Койки двухъярусные, Никита наверху, я внизу. Верх, конечно, такой, что там даже ребенку не развернуться. До потолка - 50 см. Забираться ползком и лежать по стойке смирно.
Надо заметить, запах в кубриках паршивый - крысятник помойный. Правда, есть Кондиционеры весьма брутально оформленные, но они от запаха пока не очень помогают. Хотя к запаху быстро привыкаешь. Первый помошник капитана Григорий, с серьгой в ухе, оформлявший нас, сказал, что кондиционер сломался, а починить его можно только в море.
Погода хорошая, море спокойное. Корабль покачивает иногда - замечательно усыпляет. К этому укачиванию прибавить недосып с Москвы и еще сдвиг на час времени, и в 8-30 по корабельному времени я пошла спать.
2 день. 12 июня
Будильник разбудил в беспросветную (Никита накануне вечером завесил иллюминатор двумя полотенцами, чтобы было темно, когда снаружи еще почти белый день) рань - 6-30 по Москве! Ужасно не хотелось вставать (а корабль по-прежнему так убаюкивающе покачивает и в голове все так приятно кружится, как после наркоза - спать бы еще и спать), но пришлось через 15 минут вставать, ибо! Завтрак по расписанию в 7-00.
Встала сама, разбудила Никиту. Он был сильно против. Ха, и не таких поднимали. Впрочем, Никита решил не испытывать судьбу, а изобразить бодрый подъем, не просыпаясь. Еще раз Ха! С закрытыми глазами Никита резко сел (как обычно он делает, когда его будят в школу - сделал вид, что встал, а как только все ушли - упал обратно и дальше спит). Дома у Никиты тоже второй этаж, но там сесть можно не просыпаясь. А тут потолок моментально возвращает симулянтов назад с бодрым стуком. Никита сразу проснулся - наверно, больше от хохота, чем от удара о потолок.
Пошли умываться и в туалет. Вернулись - а у нас появились соседи. 3 словенца лет 50-ти плюс-минус Миран, Алеш и Рената. Рената не захотела селиться на верхнюю полку и ушла в другой кубрик - мест пока полно свободных. Миран говорит немного по-английски, Алеш - немного по-русски.
На завтрак дали по йогурту, 2 куска колбасы, хлеб, масло, варенье, чай. После завтрака - построение на подъем флага. Курсанты подтягиваются еле-еле, зевают. Их отчитали, вынесли последнее предупреждение, пригрозили лишить увольнительных, если будут опаздывать на зарядку в 7-00.
Сегодня у нас свободное время. До 3 часов дня можно гулять, но Никита никуда не хочет идти, лежит в кубрике с книжкой. Мне тоже неохота. Старый город довольно далеко от порта, а с Никитой далеко не уйдешь. Карт у нас нет, провожатых или компании - тоже. На палубе пока свежо, но солнце уже начинает припекать, днем в городе будет совсем пекло.
Отход корабля назначен на 17-00.
Вышли ближе к семи... с лишком. В полпятого все были на палубе с фотоаппаратами - ждали, когда же. В пять все всё так же ждали. В полшестого объявили, что корабль переходит на морское расписание и ужин будет в 19-30 (в порту ужин в шесть, а полдника нет совсем). Никита слонялся туда сюда от борта к борту, я старалась держаться поближе к фотографу Саше - он сам подошел, представился и подробно отвечал на любые вопросы. В частности, сказал, что на борту сейчас турки-пограничники, проводят выборочную проверку паспортов. Видно, сильно злобствуют, уж очень долго - Украина, однако, санкции.
Около 6-ти на борт поднялся лоцман. Саша просветил, что главным признаком близкого отхода является появление буксиров, которых должно быть два, красненьких таких. Мы все стоим и ждем буксиров. Они должны зацепить нас за нос и хвост и оттащить от причала.
Вместо двух буксиров к нам пришел один катер береговой охраны. Один, но большой. Капитан с лоцманом по этому поводу спорят на мостике. Договорились. Зацепили Седов толстенными канатами за нос и корму, закрепили оба конца на катере, и он потащил нас от берега, пятясь задом.
Всех зевак отогнали от левого борта. "Освободить левый борт - работает буксир!" - сурово гаркнули на нас сверху. Мы отошли на пару метров, продолжая глазеть на катер, ожидая, когда же мы уже начнем двигаться. С левого борта ничего не менялось, буксир бухтел и бухтел на месте прямо перед нами. Когда по носу стало заметно небольшое движение и мы перешли на правый борт, оказалось, что до берега уже метров 20. На левом борту движение стало заметно только на развороте.
С мостика рулевым постоянно отдавали команды. На руле стоят курсанты, проходящие морскую практику на Седове. Они пришли на Седов на 5 дней раньше нас - в Сочи. Знают не многим больше нас. Разок они перепутали, куда крутить руль.
Наконец, буксир отпустил нас и ушел, седовцы сообщили, что мы и сами можем выйти из пролива. Лоцман нужен, чтобы было за что взять деньги. Проход Босфора стоит 68 тысяч. Рядышком бежит маленький красный катерок с надписью Pilot - лоцманский. Наконец, приготовили трап, лоцман спустился по нему на свой катер, сфоткал нас, а мы пошли сами.
После ужина к нам на верхние полки подселились два русских Антон и Сергей. Они сходят, как и мы, в Которе и улетают на нашем рейсе в субботу вечером в Москву. Я сразу ухватилась за возможность сесть на хвост осведомленным людям - у них и интернет и планы есть, и с компанией проще освоиться в новом месте.
3 день. 13 июня.
Сегодня на завтрак была отличная манная каша. Хотя Никите не понравилось. Но он все съел. В 9-30 у нас сбор в Ленинской комнате.
Трейнизами на корабле занимаются двое - Марина, помощник капитана по связям с общественностью (она в основном прячется где-нибудь с компьютером или на тренажерах), и Герд - большой седой пузатый немец. Он как раз наиболее плотно контактирует с туристами и занимается организаторской работой.
После завтрака он нас собрал в Ленинской комнате, рассказал про порядок дальнейших действий и про корабль, в основном то, что все уже и так знают. Никита чуть не умер со скуки, потому что весь разговор шел на английском с примесью немецкого. А я чуть не убила Никиту, потому что он достал меня своим "скучно, когда мы уже пойдем отсюда".
Зато нам, русскоговорящим, выделили знающего человека из трейнизов - Лену, чтобы она выгуляла нас по кораблю, провела экскурсию (она сама частый гость на Седове, все и всех знает).
Экскурсии не было. Туры-туру-туристы решили, что уже и сами все обошли и познакомились со схемами корабля, а вот как бы нам бы попасть в команду, чтобы с курсантами принимать участие в жизни корабля. Лена нас разделила на три группы, и мы прикрепились к мачтам: фок, 1-ый грот и 2-ой грот. Нам достался 1-ый грот. С нами Антон и Сергей и еще пара Маша и Андрей.
Лена представила нас нашим боцманам (нашего зовут Евгений, еще у нас есть матрос, Александр, можно просто Саша, наверно, еще есть матросы на нашей мачте). А еще есть старший боцман Николай Михалыч, и если мы хотим работы - у него ее выше крыши, подходи-бери, не стесняйся, еще добавки дадут, и потом еще догонят и добавят.
После обеда мы приняли посильное участие в парусном аврале на своих мачтах. Без прохождения инструктажа по технике безопасности наверх никому лазить не разрешается, но нам и на палубе нашлось, что делать. Мы помогали тянуть чего-то, еще не запомнила чего. Самое тяжелое - подъем реи верхнего марселя: человек 30, или столько, сколько есть, тянут бегом и с огромным трудом. Хотя поворот парусов - то ли обрамсивание, то ли как-то еще - не многим легче. Это были следующие две протяжки. Пару часов после этого я приходила в себя: уже и отдышалась давно, а сердце бухает, сил нет и одна мысль: где бы упасть и полежать. Полежать, правда, хватило 15 минут. (Я бы и больше полежала, но Никита потащил меня куда-то. Ему все не терпится наверх лезть. А меня как-то не особо тянет. Успеется.)
На полдник была картошка (нечищенная, 2 штуки на нос), селедка (нечищенная, 2 куска на нос), груша (тоже нечищенная, для тренировки сильных молодых челюстей) и хлеб с маслом и яблочным повидлом, таким вкусным, что я съела куска два или три. Селедку я осилила только одну. За 15 минут приема пищи, в которые надо уложиться, успеть почистить от шкуры и костей и съесть 2 куска мне не удалось (надо ведь еще и картошки почистить и тоже съесть.)
После полдника мы пошли на нашу мачту на малую приборку. Натирали медь на капитанском мостике вместе с курсантами.
Ах, да. Еще нам провел инструктаж Григорий - первый помощник капитана. Инструктаж был на капитанском мостике, так как у Григория было в это время дежурство, и он одновременно инструктировал и управлял кораблем. Мы потренировались одевать ГТК (гидротермокостюм), узнали, что в нем мы точно не утонем и скорее умрем от жажды, чем от переохлаждения, но еще раньше чайки выклюют нам глаза, потому что они любят блестящее. "Лежите вы, наслаждаетесь пейзажем, а чайки хитрые, они сзади подлетают: пум! - минус один." Еще мы узнали, что при подъеме на мачту нельзя хвататься за балясины, нужно держаться за ванты (вертикальные части), потому что на горизонтальных вышестоящий может наступить на руку, рука при этом инстинктивно отдергивается от вант, а следом за рукой отрывается и хозяин, а палуба твердая, и море мокрое, и корабль идет быстро, если что вплавь не догонишь.
На завтра Григорий обещал проведение учебной тревоги (по правилам, если на борту больше 12 пассажиров, обязательно проведение учебной тревоги.)
Самое главное и печальное сегодняшнее событие: Никите не разрешили подняться на мачту. Сказали, еще мал, а там все: и толщина вантов, и расстояние между балясинами рассчитаны на взрослого сильного человека. Никита ужасно расстроился, весь вечер ходил с глазами на мокром месте, от слез сдерживался с большим трудом. Мачта - единственное, что его действительно интересовало, чего он желал и так ждал. Все уши мне прожужжал и достал по самое немогу, я уже звереть начала. Ушел в кубрик на свою полку переживать и читать.
Пройдя инструктаж, народ, естественно, полез наверх. Курсанты нашей мачты тренировались укатывать парус, мы спросили Сашу разрешения, надели страховочные пояса и полезли тоже на укатку паруса. Без Никиты (он великодушно согласился фотографировать и снимать), но зато с Машей - мы с ней оказались два сапога пара - нам обоим было страшно, но вместе - весело, лезли мы медленно и печально, когда все курсанты и трейнизы уже торчали на рее. Добрались до того места, где надо с вантов перебираться на рею. По пертам - специальным веревкам для перебирания куда надо там наверху. Вот только эта веревка была одна - нижняя, верхней же, к которой можно было бы прицепить страховку - нет. А до реи от вантов рукой не дотянешься. Идти пешком по висящей веревке в не знаю скольки метрах над палубой... Пока мы торчали у этого несчастного перта, цепляясь за ванты и обсуждая, как же все остальные-то на рею забрались (а они просто шли по левым вантам, там рея, повернутая влево, как раз проходила вплотную к вантам), к нам пришел Евгений. Спросил, чего мы там висим. Мы ему пожаловались, что по веревочке страшно туда пешком лезть. Евгений удивился, куда делся верхний перт, предложил хвататься за железные тросы (те, которые веревочные - это горденя, за них ухватишься и вместе с ними до палубы как раз и долетишь) обошел нас и прошел по этой самой веревочке на рею, как по шоссе. Посмотрели мы, посмотрели с Машей, решили, что ну их нафиг эти горденя и перты, и пошли наверх на марсовую площадку - передохнуть, отдышаться и обсудить события)). На марсовой после вантов было прям как (рай) на земле - кинул страховку на страховочный перт, вокруг сетка, ноги на ровном - загораем, дышим свежим воздухом. Посматриваем сверху на пыхтящих на рее курсантов. Глядь, а там у мачты - дырка, народу никого, все на концы реи стянулись - там самая тяжелая работа, а у мачты легче, но надо все-таки там кому-то быть. Вот мы радостно с Машей и полезли эту брешь закрывать (по левым вантам!). Залезли, поучаствовали в укатке паруса и завязали пару сезневок - веревок, которыми парус к рее привязывают. Вылезли оттуда страшно довольные собой и жизнью!
А еще мы прошли Дарданеллы. Гуськом. Вообще, они пользуется популярностью. Мы шли в три ряда - слева друг за другом шли 3 корабля, справа корабли, и впереди нас тоже шел корабль. Вышли в греческие воды: вдалеке виден берег, сотовая сеть говорит "Добро пожаловать в Грецию".
Завтра в семь утра пойду на зарядку. И Никиту попытаюсь вытащить.